У человека всего две изначально заложенные реакция на незнакомую ситуацию. Первая это реакция нападения. Бей, ломай, круши и нападай. И вторая реакция это стратегия избегания. Т.е. просто-напросто уходить от этого самого стресса. Давать задний ход.
Что такое страх? Это фактически комплекс ощущений в теле, который вызывается на стрессогенную ситуацию. Обычно это повышенное сердцебиение, перехватывание дыхания, потливость, спутанность мыслей, давление в груди, дрожание в коленках а также общий тупняк.
Как формируется эта «порочная петля страха»? Человек видит какой-то объект, либо это красивая женщина, злой начальник или аудитория из 200-т человек, и этот объект является для него чем-то незнакомым и малопонятным. Любая стрессовая ситуация интерпретируется как фактор риска. Организму неизвестно что делать в данной ситуации. И поэтому на всякий случай организм запускает все механизмы, которые у него только есть. Он включается такой своего рода alarm боевой готовности. Надпочечники начинают вырабатывать кортикостероиды, адреналин, норадреналин и человек начинает просто-напросто колбасить.
Для чего это делается? Это делается для того, чтобы организм был в случае чего готов. На самом деле у организма есть только одна единственная базовая программа – выжить! Поэтому и получается такой мондраж. Т.е. реакция на незнакомую ситуацию это реакция стресса. После этого эта реакция стресса интерпитируется мозгом. У человека начинают дрожать коленки, начинается головокружение, потом идёт обратный сигнал в мозг и мозг выдаёт своё заключение: «Я боюсь!». И человек уже маркирует эту ситуацию, и дальше каждую аналогичную ситуацию он уже интерпретирует не с чистого листа, а согласно тому маркёру, который он на неё уже поставил. А именно «вижу красивую женщину/гопника/директора/препода в вузе – испытываю страх». Если ситуация уже помечена, то она всегда будет восприниматься как страх.
А теперь задайте себе вопрос. Вот вы видите ту же самую женщин, к которой вы грубо говоря не испытываете страха, но испытываете какое-то желание. И если вы прислушаетесь к себе, какой комплекс ощущений возникает у вас в теле, то опять таки это скорее всего будет то же самое повышение сердцебиения, перехват дыхания, волнение, давление в груди и потеря мыслей. Если вы сравните эту ситуацию с ситуацией, которая является стрессогенной, т.е. маркируется как страх, то вы поймёте, что эти телесные маркёры практически идентичны. Поэтому бывает достаточно проблематично развести эти маркёры на какое-то достаточно большое расстояние, чтобы человек не путался. Потому что получается следующая ситуация: Вижу ту же самую женщину, понимаю что хочу её и при этом боюсь.
И ситуация разворачивается по пагубному пути. И получатся так, что, сколько бы вы не пытались познакомиться с женщиной, превозмочь свой страх или накрутить своё сознание – это всё неважно. Тем самым вы не избавляетесь от своих страхов. Тем самым вы просто учитесь превозмогать и преодолевать свой страх.
Можно представить такую картинку. Ровная полоса и потом достаточно высокий порог, который вроде как необходимо человеку перепрыгнуть. Люди так и делают. Они привыкают перепрыгивать свой страх и потом уже делают это и в дальнейшем. И вместо одного пагубного паттерна «вижу кого-то привлекающего меня – боюсь» получается другая связка «вижу кого-то – возникает страх и необходимость перепрыгнуть этот порог». Вместо одной связки мыслительного и поведенческого паттерна человек получает другой. И все эти «тренировки» уже не утилизирую страх, они его просто закрепляют. Та же женщина уже воспринимается не как объект желания, а банально как вот этот порожек, который необходимо преодолевать. И в результате получается так, что в дальнейшем женщина ассоциируется не как объект вожделения, не как объект, к которому испытываешь влечение, а как вот этот обезличенный порожек, который постоянно надо перепрыгивать. В результате получается полная ерунда. Хотели одного, а получили совершенно другое.
Задача заключается в том, чтобы банально убрать этот порожек, а вовсе не в том, чтобы каждый раз доставать из кармана лестницу, чтобы через него перешагивать.
Наступать на горло своим страхам и «расти над собой» это тот путь, который принят в прозападном менталитете. Мы рекомендуем другие методы.
Грузинский фильм
Эти техники применяются, если у человека уже сложились эти пагубные привычки, необходимость перепрыгивать этот бордюрчик, который возник на женщин, на начальника или на большую аудиторию.
Если пользоваться такой простой, пресловутой и примитивной моделью, рассматривая психику человека как компьютер и соответственно программы, которые есть в этом компьютере, то задача сделать так, что если где-то есть программы, которые конфликтуют между собой, то нужно оставить только одну нужную программу, чтобы она функционировала, а та, которая ненужная, её затереть. Первая техника как раз таки и предназначена для затирания негативных программ.
Визуально-кинестетическая депривация и сенсорная десенсибилизация. Между нами девочками мы её называем «Грузинский фильм».
Ваша задача «просмотреть» эту стрессогенную ситуацию перед своим мысленным взором до тех пор, пока эта ситуация не перестанет быть в данном конкретном случае стрессогенной. Если вы, например, боитесь знакомиться с женщиной, вы можете представить себе такую ситуацию:
В тот момент, когда вы подходите к женщине, от которой вас с гарантией начнёт колбасить, вы на цветном экране представляете, как вас начинает колбасить. И в тот самый момент вы диссоциируетесь. Т.е. представляете себе такой кинозал, и смотрите на себя смотрящего в зале фильм. И наблюдаете за своей реакцией. Испытываете ли вы страх или вам фиолетово. После того, как вы представили себя, вы наблюдаете как реагируете вы, сидящий в зале. И разворачивается вот это действие фильма на экране до того момента, как вас начинает колбасить. После этого вы из зала смотрите снова на экран. Там этот кадр замирает. После этого вы из зала прыгаете в этот экран и после того, как вы ощутили себя в этом замершем кадре, вы начинаете отматывать этот фильм назад. Отматывать нужно в ассоциированной (находясь в кадре) с фильмом ситуации. После того, как вы его отмотали, вы от этой ситуации диссоциируетесь, снова переходите в зал, садитесь в это кресло и снова смотрите этот фильм, как он разворачивается до этого стрессогенного момента. После того, как стрессогенной момент настал, вы снова прыгаете в этот экран, снова обживаетесь там и снова ассоциировано отматываете назад этот фильм.
Задача просматривать этот «Грузинский фильм» до достижения результата. Достижения результата достигается достаточно быстро. Необходимо буквально 10-15 повторений. Всё это делать лучше всего дома в спокойной обстановке. Можно перед сном.
Если вас колбасит, например, от выступления перед аудиторией, где вам нужно будет докладывать на каком-то совещании, где будет 150 человек, то представляете такой фильм:
Вы выходите в этот зал перед большой аудиторией, и тут вас начинает колбасить. Вы тут же выпрыгиваете из этого фильма, садитесь в зал и просматриваете этот фильм, как вы, находящийся на экране, выходите в эту аудиторию перед 150 человек. И представляете опять таки это до того момента, как начинает подколбашивать. В этот самый момент останавливаете фильм, прыгаете в экран и начинаете отматывать обратно назад, опять таки под весёлую музыку. До того момента, как вы уходите со сцены и где-то там стоите.
И так повторяете 10-15 раз, до того момента, когда вы выходите перед этой аудиторией, обращаетесь к своему внутреннему миру, есть ли какие-то телесные зажимы. Если нет, значит получилось. Это значит, что потёрлись все эти негативные якоря. После того, как эти негативные якоря потираются, психики уже будет проще реализовать какие-то работающие поведенческие программы.
А для самоубийц это поможет? — сделал петлю, встал на табуретку и тут меня начинает колбасить… Или ещё методы есть?
хорошая штука) помни свою природу)) veni, vidi, vici =)
Есть только один страх — страх смерти, все остальные лишь производные от этого…
Неплохо))Очень похоже на Бендлер-Гриндеровскую технику визуально-кинестетической диссоциации по утилизации фобий(там где визуализируется кинотеатр). Работающая штука 🙂
Цитата(Gen @ 8.7.2017, 19:13) Есть только один страх — страх смерти, все остальные лишь производные от этого…Его тоже можно убрать.
Пробовал прокрутить "грузинский фильм", не могу сконцентрироваться, не вижу нормальной картинки, мысли бегают, как бы организм сам не хочет вспоминать стрессовую ситуацию. Или воображение хромает. Есть способ такое исправить?
Цитата(Тимофей Григорчук @ 11.7.2017, 16:09) Его тоже можно убрать.Если это действительно так, — тогда можете организовать новую религию и заработать кучу денег…
Цитата(mrom @ 11.7.2017, 20:24) Пробовал прокрутить "грузинский фильм", не могу сконцентрироваться, не вижу нормальной картинки, мысли бегают, как бы организм сам не хочет вспоминать стрессовую ситуацию. Или воображение хромает. Есть способ такое исправить?Мы не даём огульных советов, и "через годы, через расстояния" телепатическим чутьём конкретно твою ситуацию проанализировать не можем. Это надо видеть и показывать.
Статья понравилась.Спасибо.
Cтатья даже очень хорошая! Кто что-то нужное подчерпнет из нее,кому-то не подойдет.В общем вкусы и предпочтения у всех разные!!!
У меня вот такая проблема. Я вроде всё делаю правильно и образы чёткие как настоящий фильм и всё нормально. Но я не могу чувствовать дискомфорт когда представляю всю ситуацию какой бы дискомфорт не был на самом деле я не могу его представить. В голове мне всегда хорошо и приятно и я даже супер пупер ловелас.
Когда на внутреннем экране кинотеатра представляешь от 3го лица, то на экране представлять то, что будто ты видишь своими глазами или просто с любой позиции смотреть на себя?
Мне кажется стоит попробовать с разных позиций,так как ощущения могут быть разные.
Цитата(AlexHitch @ 3.8.2017, 17:26) Мне кажется стоит попробовать с разных позиций,так как ощущения могут быть разные.Ты сам как пробовал?
Пользовался другими техниками из НЛП,ощущения разные.
Цитата(AlexHitch @ 3.8.2017, 22:37) Пользовался другими техниками из НЛП,ощущения разные.Что за техники порекомендуешь?
Вопрос: когда представляешь себя со стороны смотрящим на киноэкран, необходимо видеть смотрящего на экран и картинку на экране или только смотрящего на экран, а картинка подразумевается так, как если бы знал, что за твоей спиной кто-то стоит (т.е. ты его не видищь, но знаешь, что он там) ?Спасибо.
ЦитатаВопрос: когда представляешь себя со стороны смотрящим на киноэкран, необходимо видеть смотрящего на экран и картинку на экране или только смотрящего на экран, а картинка подразумевается так, как если бы знал, что за твоей спиной кто-то стоит (т.е. ты его не видищь, но знаешь, что он там) ?По Бендлеру — диссоциация двойная.А вообще здесь практика нужна, плюс эта штука не у всех работать будет.
Цитата(Gen @ 8.7.2017, 18:13) Есть только один страх — страх смерти, все остальные лишь производные от этого…А если нет такого страха?