Русская женщина-2017
Гений Чистой Красоты или Алчная Плотоядная Стерва "В современной России идет война полов, уже почти завершившаяся женской победой. Не подумайте, что я шучу: все очень серьезно. Настолько серьезно, что завтра может быть поздно" (Дмитрий Быков. Первая Половая Война: возмущенные записки читателя женской прозы).
Русская женщина в течение как минимум двухсот лет славна по всему миру: очарованием, прелестью, верностью, глубиной чувств, красотой. Замечательных, чутких, добрых, надежных, душевных, обворожительных женщин в России всегда было превеликое множество. Но они ли, как говорится, правят бал? Они ли являются лицом сегодняшней России? Боюсь, что времена изменились. И изменились разительно.
Наташа, 19 лет. Студентка. Как сейчас, вижу сияющие глаза и пунцовые губы белокурой красавицы, провозглашающие на весь свадебный зал, как на всю страну: "Нам только дай шенгенские визы! Мы всю Европу затрахаем!"
Было это лет десять назад, в эпоху, как ее ноне определяют, ельцинского упадка. И что же? Наташи из бывшего СССР заполонили Европу и — в самом деле затрахали. Да еще как затрахали! До такой степени, что в некоторых странах (Турция, Греция, Испания, Германия) имя "Наташа" — прекрасное русское имя — является синонимом шлюхи и проститутки. Как в XIX веке всех ямщиков называли Ваньками, чтоб не путаться с именами. Если это не позор России, то что позор?!
Стервы — о стервах
Смотрю один из каналов Государственного российского телевидения. И вот среди сообщений о событиях в Ираке и новостей из Государственной думы — Десять Заповедей Идеальной Женщины. Какой же должна быть идеальная женщина — небезынтересно и женщинам, и мужчинам, не так ли? Первая же заповедь меня немного насторожила — а слушал я, разумеется, вполуха. Вторая насторожила чуть больше — по музыке, не по содержанию сказано. Я стал прислушиваться. И не ошибся. Ибо буквально через каких-нибудь двадцать секунд обворожительная ведущая с милой улыбкой произнесла такие слова: "Заповедь четвертая. Идеальная женщина должна быть стервой".
А вот другая программа, которую ведущая с умным лицом и изумительной дикцией заканчивает такими словами: "Любовь — это для бабушек и дедушек. Это из прошлого века. Секс — смысл жизни! До встречи через неделю, дорогие друзья!" Ну вот, наконец-то свершилось!!! Столетиями лучшие люди России и мира искали, в чем состоит смысл жизни. А тут враз нашли. Под ногами и между ними. Спасибо тебе, телеведущая. Которую слушает как минимум миллионов семьдесят человек.
Наверное, я тоже из прошлого века. Наверное, я ископаемый — как и (согласно указанной передаче) любовь. Но все же, милые мои девочки, неужто не понимаете, что есть вещи прекраснее секса (штуки самой по себе замечательной, кто спорит). Но — как уверенно скажет любой сексолог — оргазм сам по себе не высшее наслаждение. Разумеется, он — как выстрел, сотрясающий Вселенную, мгновение, колеблющее небеса. Но есть так много других радостей, так много других чувств. Прикосновения, нежность, чувство того, что ты кому-то нужен в этой Вселенной… Китайская эротика, индийская — это же целые науки о получении удовольствия. Любовь преумножает оргазм! А тут: "Любовь — это из прошлого века. Это для бабушек и дедушек. Секс — вот смысл жизни". И это — страна Пушкина, Блока, Есенина, великой лирики, великого романа, великого романса? Страшное дело. Конец света в России. Апокалипсис.
Чья возьмёт?
…
За столик в кафе "Идеальная чашка", что на Невском проспекте в Петербурге, ко мне подсаживается прелестница почти ангельского вида. Не предложи она определенные услуги, которых не домогался, не назови их цену, никогда бы и не признал в ней так называемую жрицу любви (хотя слова "жрица любви" оскорбляют высокое понятие Любовь). Уразумев, кто со мной говорит, завожу разговор вокруг да около. И приблизительно через четыре минуты, узнав, что я иностранец, женщина, разоткровенничавшись, сознается: "Самые страшные конкурентки для нас — студентки. Цены сбивают, сучки. Она сдала экзамен, едет к мамочке, стоит на автобусной остановке — и уже на панели (уже на панели — ключевые, между прочим, слова! Ну да, конечно, для одних асфальт, для других автобусная остановка, для третьих панель). Смотрит — есть пятнадцать минут. Задрала юбочку, выставила ножку — и около нее уже тормозят, она уже с клиентом, подлянка".
— Да таких ведь, наверное, немного? — спрашиваю ошарашенно.
— Немного? Да больше, чем нас, которые честно трудятся. Которые и ментам платят, и за аренду рабочего помещения, и сутенерам. А у них никаких накладных расходов. Райская жизнь: трахайся — не хочу. Добро бы еще только клиентов отбивали. А они цены сбивают, твари. Я бы таких своими руками давила.
Ничто нынче не удивляет. Катюшу Маслову — героиню романа Льва Толстого "Воскресение" — стирание грани между проституткой и порядочной женщиной очень бы удивило (пропал бы весь смысл великого произведения — зачем воскресать-то?). Но не в наши достопочтенные времена. Сегодня грани между студенткой и проституткой проститутка не видит (которая, как выяснилось позднее, являлась студенткой четвертого курса некоего университета, правда, сегодня в России университетом не называют разве что школу для умственно недоразвитых). Если это не апокалипсис — то что?
Встреча студентов одного из самых престижных гуманитарных вузов страны со мной. В зале — несколько сот человек, в подавляющем большинстве представительницы прекрасного пола: юные, красивые, обворожительные. И вот, почувствовав по вопросам настроение зала, синфазное описанному в предыдущих абзацах, произношу следующую тираду:
Давайте пофантазируем, девочки. Представьте себе, что у вас появился спонсор. В расцвете лет, красавец атлетического сложения, честный, щедрый и очень богатый. Поднимите руку, кто хотел бы иметь такого друга? Лес рук. Отлично. Продолжим. Красивый, могучего телосложения, богатый, щедрый и благородный спонсор предлагает вам поехать в Париж. Остановиться в самом лучшем отеле, ходить по самым дорогим ресторанам, концертам, ложа в Парижской опере, Лувр, Версаль и т.д. Поднимите руку, кто счел бы такое предложение предложением, от которого могла бы отказаться только набитая дура. Улыбки, лес рук. Есть такие, кто подобное предложение счел бы для себя оскорблением? У-у-у — разнеслось по залу. Поднятых рук замечено не было. А теперь совсем невероятное воображаемое предложение: благородный, красивый, щедрый и очень богатый спонсор говорит, что будет обеспечивать вас до конца ваших дней — независимо от того, продолжатся ли после возвращения из Парижа ваши отношения или нет. Таковы, дескать, его жизненные принципы, таков его благородный порыв. Поднимите руки те, кому по душе такой человек-мечта. Более или менее все. Я так и думал. А теперь последний вопрос. Сейчас пусть поднимут руку те девушки, которые, получив от красивого, богатого, щедрого и благородного спонсора предложение поехать в Париж и обещание обеспечивать вас до конца дней, захотят покончить жизнь самоубийством.
Смех в зале. Местами переходящий в хохот. Желающих покончить жизнь самоубийством не было.
— Прекрасно, девушки, прекрасно, красавицы. Все нормально, все правильно. А теперь разгадка опроса. То, что мы с вами представили, это краткое содержание ключевой сцены пьесы Александра Николаевича Островского "Бесприданница", известной также по фильму "Жестокий романс". Ее героиня являлась образцом русской женщины не только в Российской империи, но и во всем мире. Эта женщина, получив от благородного, красивого и очень богатого купца — спонсора в нынешней терминологии — предложение поехать в Париж, сопровождающееся обещанием поддерживать ее до конца дней независимо от их последующих отношений, захотела покончить жизнь самоубийством. Ибо худшего для себя позора русская женщина XIX века не могла и представить. Не кажется ли вам, милые россиянки, что сегодня вы — как бы это поделикатнее выразиться — немножечко не такие, как та русская женщина, которой столетиями восхищался весь цивилизованный мир?
Мертвая тишина.
Деньги вперёд!
Приглашаю в кафе обворожительное создание, поразительно похожее на портреты Натальи Гончаровой, сделанные рукой Пушкина. Она работала на организованной мной конференции, и в процессе работы (одна из прелестных особенностей русской жизни, отличающих РФ от Америки и Европы) у нас сложились неформальные отношения. Смотрю на красавицу умиленно и восхищенно приблизительно две минуты — не более. Потому что примерно на пятой фразе Наталья Гончарова Нашего Времени произносит такие слова:
— Дайте мне денег на сапоги. Каждый раз, когда я буду их надевать, буду вспоминать нашу встречу
Так застенчиво сказала, так по-тургеневски…
Уразумев сказанное, я пристально посмотрел на красавицу, как будто видел ее впервые. Девушка была одета явно из бутика. И сапоги — самые что ни на есть наимоднейшие — на ее замечательных ножках были.
Когда, потрясенный, я поведал эту историю столь же обворожительной московской красавице того же приблизительно образования, круга и возраста, девушка отреагировала так: "Что такое шестьсот долларов? Надо было дать — и воздастся. Вот если бы дама вашего сердца попросила денег на джип, это была бы наглость".
Когда же еще через пару дней я рассказал о приключении с девушкой из ректората в кругу шести образованных женщин в возрасте приблизительно от 21 до 34 лет от роду, одна из них сказала уверенно:
— Чтобы этого не происходило, вам надо перед тем, как сблизиться с женщиной, класть на стол деньги. Если вы, конечно, порядочный человек.
Я оглядел присутствующих. Все согласно молчали.
— Вообще-то когда женщина делает что-либо такое за деньги, это называется проституцией. Испокон веков и по сей день, — оторопело пробормотал я.
— Может, в незапамятные времена секс за деньги нехорошими словами и назывался, — был ответ. — А теперь это называется жизнь. Быть с женщиной, которая тебе нравится, и не давать ей за это денег — ГРЕШНО.
Ни для кого не секрет, что репутация русских женщин на Западе сегодня совершенно кошмарная. Но как ни странно, в самой России это воспринимается с милой улыбкой. Что, несомненно, диагноз. Диагноз времени. Сексизм вроде бы приходит в Россию с Запада. Но это совершенно не тот сексизм. В Америке, например, женщина равноправна, а в некоторых отношениях, как в романе Оруэлла, более равна, чем мужчина. Например, при устройстве на работу или разделе имущества. Сексизм в Соединенных Штатах — одно из страшных преступлений, хуже расизма: за неудачное высказывание в отношении женщин можно лишиться работы. Но никогда по американскому телевидению вы не услышите, что надо быть стервой. Никогда при первой или даже десятой встрече нормальная женщина, не проститутка, не попросит у вас денег на сапоги или автомобиль. Ни одна француженка, гречанка или итальянка не посоветует класть после ночи с любимой деньги на тумбочку, если, конечно, она не профессионалка этого промысла
Женщина — это твердь, на которой стоит любая культура. Но если у женщин поехала крыша, на таком фундаменте трудно строить здание цивилизации. Можно сказать, невозможно.
Еще лет пятнадцать назад — как и сто, и двести — казалось самоочевидным, что Русская Женщина — всемирно историческое достояние и гордость России. Сегодня русская женщина — не конкретная, а обобщенная, безымянная русская женщина как образ — является национальным и интернациональным позором.
Доигрались, девоньки.
Догулялись.
Дотрахались.
Юрий Магаршак, мужчина начала третьего тысячелетия
«Московские новости» № 46, 2017